Неотъемлемой частью каждого мотороллера
(мотоцикла, автомобиля и т.п.) является пусковой обогатитель. Что же такое,
пусковой обогатитель? Дело в том, что пока двигатель холодный, для успешного его
запуска требуется обогащенная топливная смесь. Пусковой обогатитель
подает дополнительное количество бензина и воздуха двигателю, пока он не
прогреется.
У большинства скутеров обогатительное устройство -
автоматическое. Мы заводим мотороллер и не о чем не подозреваем и не
беспокоимся, просто садимся и едим.
У некоторых скутеров обогатитель управляется отдельным
рычажком на руле. Пока двигатель холодный, переводим рычажок в положение
обогащения смеси, по мере прогрева - возвращаем обратно,
тем самым прекращая обогащение.
Чтобы более полно понять работу обогатителя, ознакомьтесь
сначала с принципом работы карбюратора >>
На рисунке рассмотрим принцип обогащения смеси.
Двигатель холодный. Заслонка с иглой золотника поднята
максимально вверх. Игла открывает канал подачи топлива, а заслонка открывает
отверстие подачи воздуха:
Далее смесь воздуха с топливом
подается через канал 1 в коллектор а затем в двигатель.
По мере прогрева золотник с иглой опускается и перекрывает каналы воздуха и
топлива:
Рассмотрим устройство самого распространенного автоматического
обогатителя. Основная их масса построена на основе порошка, который
расширяется от нагрева. Порошок помещен в камеру, вокруг которой
размещен нагревательный элемент. Питание его производится от генератора
либо аккумулятора.
Нижняя часть сосуда через шток соединена с золотником и иглой системы
дополнительной подачи топлива.
При нагреве порошок расширяется, и игла с золотником начинает выдвигается
как показано на рисунке, тем самым прекращая подачу топливной смеси.
Когда мы выключаем зажигание, напряжение на нагревательном элементе пропадает и
порошок, остывая, снова сжимается.
Время до полного перекрытия дополнительной подачи топлива
может колебаться в довольно широких пределах. В среднем от 2-х до 7 минут. Это
зависит от окружающей температуры, напряжения на клеммах нагревателя,
характеристик самого устройства.
Недостатком обогатителя такого типа является то, что он
функционирует отдельно от двигателя. Например, очень часто, особенно в теплую
погоду, пока двигатель еще горячий и ему еще ненужно обогащать смесь,
термоэлемент уже остывает. Мы заводим двигатель и он получает богатую смесь.
Второй тип обогатителя лишен такого недостатка, но более
сложен в устройстве, и применялся в основном на мотороллерах 80-х годов выпуска.
Им оснащались скутера Honda Lead 50 и 80SS, Yamaha Salient, Honda Tact и некоторые
другие.
Вместо порошка с нагревательным элементом применена мембрана.
Одна полость колбы, где она расположена соединяется через термоклапан с
впускным коллектором, который закреплен на головке цилиндра.
В холодном состоянии клапан открыт. После запуска двигателя,
в коллекторе возникает разряжение и через термоклапан подается к мембране. В
результате низкого давления мембрана подымается вверх и открывает канал
дополнительной подачи воздуха. По мере прогрева головки цилиндра клапан
закрывается и заслонка с иглой под действием пружины опускается, перекрывая
дополнительную подачу топлива.
При таком принципе построения
сохраняется связь с фактической температурой двигателя, и дозировка топлива
осуществляется более правильно.
Последний тип обогатителя - ручной. Самый простой и надежный.
Заслонка и игла соединены с рычагом на руле с помощью троса. Регулировка
производится собственноручно, что не совсем удобно. Зато при определенном опыте
можно более точно дозировать обогащение, тем самым снизить расход топлива. Ну и
конечно же надежность, такие системы крайне редко выходят из строя.
|